Российские дети начали снимать стресс с помощью «лизунов»

В аптеке передо мной стояли две девочки лет десяти.

— У вас есть тарабарам натрия? — встав на цыпочки, спросила одна, когда подошла их очередь. «Татрабарам», — уточнила другая.

— Есть. Десять рублей, — ответила из окошка фармацевт.

Девочки купили два пузырька и очень довольные удалились.

— А что это за татрабарам? — задумчиво спросила я, глядя девочкам вслед. — Надеюсь, не для изготовления взрывчатки?

— Тетраборат натрия, антисептическое средство, — ответила фармацевт. — Горло им полощут и еще применяют в гинекологии. Девочкам — для лизунов. Постоянно сейчас спрашивают.

Лизуны–девочки–аптека–гинекология… Однако. От выстроившейся логической цепочки мой журналистский долг поднял уши и потребовал прояснить ситуацию, чтоб, если понадобится, защитить счастливое детство от неясной пока угрозы.

Угроза виделась в слове «лизун». Значение слов «девочки» и «гинекология» я знаю, но «лизун»? Что это за зверь?

Тем, у кого в семье есть дети младшего школьного возраста, наверно, сейчас смешно все это читать, поскольку они знакомы с лизунами уже где-то с полгода, если не больше.

Но тем, у кого в семье таких детей нет (как у меня, например), будет интересно узнать, что это за явление.

■ ■ ■

Первым местом, куда я отправилась наводить справки о лизунах, был отдел детских игрушек.

— У вас есть лизуны? — сразу взяла я быка за рога. И не промахнулась.

— Разумеется, — гордо ответила продавщица и вытащила из-под прилавка ящик, набитый разноцветными и разнокалиберными цилиндрическими коробочками. — Вам какой нужен?

Откуда мне было знать, какой нужен лизун? Я даже не знала, какими в принципе бывают лизуны.

— Вот уже готовый, — сказала продавщица и протянула голубую баночку. На крышке красовалась надпись «Слизь».

— Это лизун? — решила я все-таки уточнить.

— Лизун. Жидкий. Есть потверже. Вот эти, например. У нас они желтые и красные. Жидкий — 50 рублей, а эти по 120. А вот этого надо делать, — и показала большую колбу с мерной шкалой в миллилитрах. — Но он дорогой, 300 рублей. Будете брать?

Я взяла все. И колбу, и слизь, и баночку.

Принесла домой, разложила на кухонном столе и приступила к изучению.

Слизь на ощупь оказалась текучей желеобразной субстанцией. Довольно противной. На ладони она вела себя как сопли, протекающие между пальцев.

Правда, никаких жирных или мокрых следов от нее не оставалось — ни на руках, ни на столе.

Я метнула слизь на пол. От удара она расплющилась, но тут же начала поджиматься и собралась в аккуратную, круглую, выпуклую лужицу.

Присутствовавшая при испытаниях кошка посмотрела на лужицу с подозрением и ушла в коридор — наблюдать из-за угла.

В другой баночке оказалась желтая масса, похожая по ощущениям на очень легкий, воздушный пластилин. Ее можно было скатывать в комок, мять пальцами. От удара об стол она отпрыгивала как мячик.

Она тянулась, если ее тянуть, но под своим весом сама не растягивалась, как слизь. В тонкую пленку массу растянуть не удавалось, она рвалась.

К исследованию большой колбы с лизуном, которого «надо делать», я приступила в последнюю очередь.

В колбе была инструкция, плоская деревянная палочка от мороженого эскимо и два пузырька. На пузырьке с синей жидкостью было написано «клей канцелярский». На пузырьке с прозрачной жидкостью — «тетраборат натрия». Тот самый, что девочки покупали в аптеке.

Следуя инструкции, я нашла у себя ненужный пластиковый стаканчик, отмерила 50 мл клея и в него вылила. Потом отмерила 20 мл тетрабората и отправила туда же. Взяла ложку и стала мешать.

Очень быстро масса стала густеть. Я добавила еще тетрабората и снова взялась перемешивать. Слизь слегка загустела, но когда я ее взяла в руку, стало ясно, что тетрабората все равно мало. Слизь была слишком жидкой, стекала с ладони на стол, на пол, оставляла голубые капли на одежде.

Я понемногу добавляла тетраборат, мешала, снова добавляла. Угваздала всю кухню. Возилась целый час, пока тетраборат не закончился.

В результате всех стараний получился довольно приятный на ощупь голубой полупрозрачный комок. Его можно было сминать, растягивать, и он не прилипал к рукам.

■ ■ ■

Чрезвычайную популярность лизунов в беседе со мной подтвердила дюжина независимых экспертов в возрасте от 8 до 11 лет, проживающих в Москве, Воскресенске, поселке Белоозерском, Гжельском поселении и деревне Давыдово Орехово-Зуевского района.

Суммируя полученные от них сведения, можно осторожно предположить, что различают три вида лизунов: а) собственно лизуны (по консистенции напоминают слизь); б) жвачка для рук (наощупь похожи на очень-очень мягкий пластилин); и в) слаймы (они поплотнее, чем слизь, и их можно растягивать в пленку чуть ли не метр на метр или надувать через трубочку для коктейлей как воздушный шарик).

Смысл лизунов, по мнению моих экспертов, в том, чтоб снимать стресс.

Чаще всего лизунов не покупают, а делают самостоятельно. Для этого нужен тетраборат натрия — его все эксперты называют в первую очередь. Также нужны клей, пена для бритья, шампунь, зубная паста, краска для пасхальных яиц, блестки. Не все сразу, но что-то из этого набора — в зависимости от того, какой именно нужен лизун: красный или синий, блестящий или тусклый, жидкий или потверже.

В настоящий момент самыми «козырными» считаются слаймы — лизуны повышенной эластичности. Если они удачно замешаны, их удается растягивать до размеров простыни.

Для слаймов, как я поняла, нужен не клей, а скорее мыльный раствор для пускания пузырей или пена для бритья (сама я, правда, не пробовала такое сочетание и не могу гарантировать, что оно рабочее). Ну и тетраборат тоже нужен, конечно. Это загуститель основы: клея, пены или мыльного раствора. Без тетрабората — никуда.

Для приготовления лизуна нужного качества очень важно иметь не только необходимые вещества, но и знать пропорции, в которых их следует соединять.

Пропорции дети ищут в Интернете, делятся ими друг с другом, а также придумывают оригинальные рецепты, творчески смешивая содержимое родительских флаконов с шампунями-гелями с собственными канцелярскими принадлежностями.

Хранить лизуна нужно в плотно закрытой баночке, иначе он высохнет.

Если лизун высох, его можно реанимировать, добавив зубную пасту.

Если лизун, наоборот, размяк и стал слишком жидким, его надо посолить и закрыть на ночь в баночке.

По информации, которую я нашла в Сети, лизун — довольно «древняя» штука. Первой такую игрушку выпустила американская компания еще в 1976 году. Назвали ее slime — звучит как «слайм». В переводе на русский означает «тина».

По ощущению лизуны действительно напоминают болотную тину.

Слаймы стали называться у нас лизунами, видимо, потому, что в мультфильме «Охотники за привидениями» был персонаж Слаймер, которого в русском переводе звали Лизун. Но это версия. Достоверно никто не знает, откуда взялось такое название.

Cлайм-лизун в Википедии описывается как «вязкий желеобразный материал, обладающий свойствами неньютоновской жидкости».

Вникать в «неньютоновскую жидкость» уже давайте не будем. Статья у нас все-таки не про жидкости, а про детей.

Любая мода как эпидемия. Где-то прошла реклама, кто-то замутил дома слизь, кто-то снял процесс на телефон и выложил в ютубе. И свежее веяние попало вдруг в жилу. Широкие массы его подхватили, завертелось колесико, и дети двинулись в аптеку за тетраборатом (на самом деле это бура — натриевая соль борной кислоты, ничего страшного).

«Огромный плюс лизунов в том, что дети сами их делают, — считает специалист по работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, кандидат психологических наук Елена Волкова. — Это реальная возможность посмотреть, пощупать, понаблюдать за различными веществами, их свойствами и качествами, возможность поэкспериментировать. Она развивает стремление творить. А кого-то как минимум учит устанавливать причинно-следственные связи.

Очень важно, что дети занимаются этим сами. Важно, что они сами ищут инструкцию, сами подбирают материалы, сами читают и модернизируют «рецепты».

Для развития нормального мышления здесь масса пользы. Есть планирование — постановка задачи. Поиск способов реализации. Получение результата, сравнение с планом. Пересмотр и переделка, если получилось не то, что задумано.

Таких развернутых видов деятельности у современного ребенка почти и нет, и никто специально этому не учит. Максимум покажут при обучении набор действий, и все.

А тут самостоятельно и по своей инициативе прорабатывается весь процесс от постановки задачи до ее конечной реализации. Это ценно».

■ ■ ■

Стремление многих детей самостоятельно делать лизунов объясняется не только творческим началом, но и финансовыми соображениями.

В начале статьи я рассказала, как купила в детском магазине колбу за 300 рублей с набором субстанций, необходимых для замешивания лизуна.

В набор входил пузырек клея, который стоит, если покупать его отдельно, 15–20 рублей, пузырек тетрабората натрия ценой 10 рублей, бумажная инструкция, которых полно в Интернете, и палочка от эскимо для перемешивания. То есть истинная стоимость этого чудо-набора в 10 раз меньше той, которую за него ломили в магазине — не 300 рублей, а всего 30.

Тот факт, что дети стремятся приобретать нужное им сырье не за 300 рублей, а за 30, говорит о том, что они, слава богу, умеют считать и готовы приложить дополнительные усилия, чтоб сэкономить — сходить в аптеку, например.

Это очень позитивно.

Незаметно для родителей у них развивается навык самостоятельного решения своих личных задач. Ребенок не требует, чтоб ему поднесли желаемое на блюдечке с голубой каемочкой, а добывает его своими силами.

Еще интереснее проявляют себя дети с коммерческой жилкой. Поняв, что лизуна можно сотворить фактически за копейки, они принимаются на них зарабатывать.

Расчет простой. Если самый примитивный слизь-лизун продается за 50 руб. в магазине, а его себестоимость — максимум 25 руб., почему не делать таких же лизунов дома и не продавать одноклассникам за тот же полтинник? А если добавить мамин лак для ногтей, чтоб лизун получился розовый с блестками? А если папину пену, чтоб он растягивался на полметра? Тогда ведь можно и цену поднять. Почему нет? В магазинах же поднимают.

Не все, но некоторые из наших экспертов упоминали коммерческий аспект лизунов. «Они нужны не только для снятия стресса, — сказали две девочки 11 лет. — Их еще можно продавать».

Понятно, что такого рода бизнес не встречает понимания у школьных преподавателей. Дети получают замечания. Но родителям не стоит из-за этого расстраиваться.

«Если она сообразила продавать лизунов, — сказал папа одной из девочек, — я считаю, это хороший знак. Она понимает, где можно заработать и, наверно, сможет помогать деньгами, когда мы с мамой состаримся. В любом случае нам не придется помогать ей. Уже хорошо по нынешним временам».

■ ■ ■

Напоследок давайте вспомним про снятие стресса, которым сами дети объясняют смысл лизунов.

Из их уст этот аргумент звучит, по правде сказать, не особенно убедительно.

С детьми из деревни Давыдово мы, например, вели беседу о лизунах на лыжной трассе. Довольные, веселые, розовощекие, они только что откатали тренировку и кувыркались на бревнах стартовой поляны, дожидаясь пока их повезут по домам.

Они убеждали, что лизуны им нужны, чтоб снимать стресс, а я смотрела на их счастливые рожи с явным ощущением когнитивного диссонанса. Ну какой у них может быть стресс? С чего?

Детские психологи, однако, утверждают, что дети испытывают стресс гораздо чаще, чем может казаться со стороны. Так что потребность в специальных игрушках не блажь, а реальность.

«Игрушки для снятия стресса — это не просто модно, но необходимо, — объясняет Елена Волкова. — Очень многие вполне здоровые дети имеют потребность крутить что-то в руках. Кто-то для того чтоб сосредоточиться. Кто-то для снятия агрессии. Кто как.

Любая эмоция по идее должна выразиться в движении — хотя бы в микродвижении. Дети, почти лишенные возможности активного движения и имеющие запреты на выражение негативных эмоций от родственников и от социума вообще, получают «разрыв в цепи». У них копятся невыраженные эмоции. Это стресс. Для ребенка — тем более.

Кстати, и с положительными яркими эмоциями точно так же. Если они не выражены в движении, они копятся и ведут к нарастанию внутреннего напряжения. Поэтому все виды таких игрушек полезны».

Итоги нашего фундаментального исследования, исходя из всего вышесказанного, можно подвести одной фразой.

Если у вас есть дети младшего школьного возраста, но нет лизунов, вам стоит подкупить тетрабората натрия.

Маловероятно, однако, что сегодня найдется такая семья — по крайней мере, в Москве и Подмосковье. Чтоб дети в ней были, но не было лизунов.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 12 =

Российские дети начали снимать стресс с помощью «лизунов»